close

 

Функциональная грамотность

Одним из показателей нацпроекта «Образование» является вхождение России в топ 10 стран по результатам международных сопоставительных исследований.  К 2024 году все 85 субъектов России будут участвовать в исследованиях PISA. Это заявление государственного масштаба отражается в ряде отраслевых инициатив. Например, в совместном приказе Минпросвещения и Рособрнадзора «О внедрении новой методологии оценки качества образования» от 06.05.2019, где дается понятие функциональной грамотности и план работ на региональных и федеральных уровнях по ее внедрению. Кроме того, сегодня понятие функциональной грамотности включено в проекты новых ФГОС. 

Приказ МОНО №316-01-64-60/21 от 17.09.2021 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Нижегородской области": посмотреть

Письмо министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области №Сл-316-574041/21 от 17.09.2021 "О методическом обеспечении повышению работы по функциональной грамотности": посмотреть

Письмо НИРО №Сл-316-59-567232/21 от 28.09.2021 "О методическом обеспечении повышению работы по функциональной грамотности": посмотреть

План мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций в Нижегородской области на 2021-2022 учебный год: посмотреть

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление: посмотреть

Функциональная грамотность, которая сформирована через формат PISA, включает в себя основные и дополнительные компоненты, к которым относятся читательская, естественно-научная, математическая, финансовая грамотность, креативное мышление и глобальные компетенции. 

Особенность инструментария формирования функциональной грамотности в школе заключается в следующем:

  • Создание ситуаций, инициирующих и мотивирующих учащихся на практическую учебную деятельность.  
  • Актуализация предметных знаний и жизненного опыта учащихся для решения практических, личностно значимых задач. Когда решается контекстная и ситуативная задача, ученики ощущают значимость проделанной работы, появляется желание учиться.  Это является одним из важнейших аспектов при формировании функциональной грамотности. 
  • Приобретение опыта успешной деятельности, решения проблем, принятия решений, позитивного поведения в реальной жизни. 
  • Поисковую активность – задания поискового характера, учебные исследования, проекты.
  • Учение в общении или учебное сотрудничество. Задания на работу в парах или малых группах.
  • Оценочная самостоятельность школьников, самоконтроль и взаимопроверка.  

В чем принципы создания заданий PISA?

Во всех заданиях основополагающей является работа с текстом – читательская грамотность. Важно правильно видеть смысл, оценивать и интерпретировать текстовый материал. Что касается математической грамотности – важно формулировать, применять и оценивать результат с позиций математики и реального опыта. Естественно-научная грамотность предполагает способность давать научные объяснения, применять естественно-научные методы исследования и интерпретировать полученные выводы.  

Прежде чем говорить о результатах развития функциональной грамотности у учащихся, нужно проработать этот вопрос с педагогами. Необходимо их мотивировать, показать, каким образом отличается дидактика практико-ориентированных заданий PISA от тех заданий, к которым они привыкли. 

Предлагаем материалы для учащихся, педагогов родителей по формированию и оценке функциональной грамотности: